Диагностирование остеопороза

Остеопороз — или пористость кости — заболевание, характеризующееся снижением костной массы и структурными изменениями костной ткани, приводящими к хрупкости и повышенной восприимчивости к переломам, чаще всего, шейки бедра, тел позвонков и костей предплечья. Около 75 миллионов пациентов в мире страдают от остеопороза — болезни, которую возможно предотвратить и излечить.

Остеопороз и вызываемые им переломы, являются основной причиной болезни, нетрудоспособности и смерти, и составляют огромную статью расхода в медицине. Женщины в постменопаузе наиболее уязвимы и примерно в 4 раза чаще подвержены заболеванию по сравнению с мужчинами. Женщины, которые недавно пережили менопаузу, имеют более высокую активность остеокластов (клеток, ответственных за костную деструкцию) по сравнению с женщинами в пременопаузе.

 

Менопауза естественным образом сопровождается снижением продукции гормона эстрадиола. Эстрадиол жизненно необходим для регуляции цикла ремоделирования кости у женщин. Следовательно, женщины в постменопаузе могут испытывать внезапную и быструю потерю костной массы, что стимулирует развитие остеопороза. В первый же год постменопаузы потери костной массы могут достигать 10% от общей массы кости, и каждый последующий год от 2 до 5%.

 

Постменопаузальный остеопороз в норме развивается в возрасте от 50 до 75 лет и это часто связано с разрушением позвоночника (величественная осанка сменяется сутулостью и уменьшением роста), переломами шейки бедра, запястья и предплечья. У 5 — 10% женщин экстремальная потеря костной массы приходится на возраст около 75 лет, и переломы становятся обычными. Установлено, что ежегодное число переломов шейки бедра в мире возрастет  с 1,7 миллионов в 1990г. до 6,3 миллионов человек  к 2050 году. У женщин риск переломов от остеопороза в течение жизни составляет 40 —  50%, у мужчин 13 — 22%.

 

Диагностирование остеопороза

 

Для диагностики остеопороза применяются рентгенологические, ультразвуковые и биохимические методы исследований. Определение минеральной плотности кости (Bone mineral densitometry — BMD) является общепринятым стандартом. Если BMD ниже, чем 2,5 стандартных отклонения от среднего значения для женщин в пременопаузе, то это указывает на остеопороз. Биохимические маркеры (костные маркеры) – это определенные белки, образующиеся в результате ремоделирования костной ткани  и дающие информацию о патогенезе заболевания костей скелета, а также осуществляют оценку скорости протекания процесса костного ремоделирования.

 

Кость является метаболически активной и динамической тканью, которая подвергается постоянному ремоделированию. Повышенные уровни маркеров костной резорбции могут предсказывать значительные нарушения в костной массе задолго до выявления их с помощью BMD. Было показано, что высокие уровни костных маркеров сопряжены с реальной потерей костной массы [16]. В противоположность современным биохимическим маркерам, BMD не способно прогнозировать будущую плотность кости. Более того, показано, что снижение риска переломов не всегда коррелирует с соответствующим увеличением BMD, тогда как костные маркеры могут показывать более высокие корреляции. Костные маркеры могут рано, уже через 3 месяца от начала терапии, обеспечивать информацию о ее эффективности.

 

Диагностирование остеопороза

 

Большинство лечебных мероприятий при остеопорозе направлено на снижение резорбции кости (противорезорбтивное лечение бисфосфонатами  или гормонзаместительная терапия). Новейшие разработки по лечению остеопороза основаны на анаболических эффектах (например, паратиреоидный гормон и его производные). Однако зарегистрировать увеличение минеральной плотности кости с помощью денситометрии и оценить эффективность терапии возможно лишь спустя длительный период времени — приблизительно через 2 года после начала лечения.

 

Вне зависимости от выбранного лечения, измерение BMD в целом непригодно для выявления пациентов, ответивших на лечение уже через год после начала терапии. Имеется множество причин для плохого ответа на лечение. Несоблюдение предписаний врача (пациенты принимают лекарства нерегулярно или пациенты прекращают прием лекарств), что является, возможно, наиболее частой причиной. Среди других причин — плохое усвоение препарата или неэффективная терапия.

 

Учитывая, что до 50% пациентов, леченых без эффекта, не были до конца последовательными в выполнении тех или иных врачебных требований, следует признать, что костные маркеры являются чрезвычайно ценным и эффективным средством для контроля медикаментозной терапии остеопороза.

 

Недавно установлено, что аналитические системы, предназначенные для определения костных маркеров в сыворотке или плазме крови, отличаются более высокими качественными показателями по сравнению с диагностическими системами, определяющими эти же маркеры в моче.

 

В  клинико-диагностической лаборатории ФНКЦ МРиК для определения маркеров метаболизма костной ткани используются диагностические наборы фирма ROCHE и иммунохемилюминесцентный анализатор нового поколения COBAS e 411 c использованием технологии Elecsys®:

 

  • total P1NP  —  маркер костеобразования (N»терминальный пропептид общего проколлагена 1типа). Концентрация total P1NP в сыворотке отражает изменения в синтезе de novo коллагена l типа.
  • Elecsys ® _CrossLaps  —  маркер костной резорбции (С — терминальный телопептид, продукт деградации коллагена 1  типа).
  • Elecsys ® N_MID Osteocalcin « маркер костного обмена, специфический для костной ткани кальций — связывающий белок, который может высвобождаться в ходе формирования или резорбции кости
  • Паратиреоидный гормон – гормон паращитовидной железы, регулирующий обмен кальция в организме

 

В совокупности эти четыре маркера дают непосредственное представление о состоянии костного ремоделирования и могут использоваться для оценки лечебного эффекта через 3 — 6 месяцев от начала терапии.

 

Перед выбором терапии следует провести оценку исходного состояния костной системы путем определения  всех четырех  вышеперечисленных теста. Низкий уровень total P1NP будет характеризовать пониженный синтез костной ткани и указывать на предпочтительность анаболической терапии. Высокий уровень CrossLaps, как правило, говорит о повышенной резорбции костной ткани и предпочтительном назначении антирезорбтивной терапии в виде бисфосфонатов.

 

Международная организация по остеопорозу рекомендует использовать костные маркеры для предсказания риска переломов. Если уровень маркера CrossLaps превышает среднее значение, установленное для женщин в пременопаузе, более чем на 2 стандартных отклонения, это связано с 2-х кратным увеличением риска переломов от остеопороза.

 

Костные маркеры необходимо изучать  на старте лечения, а затем повторно — спустя 3 месяца. По изменению  полученных результатов  пациента можно убедить в необходимости вести себя в соответствии с лечебными требованиями, уточнить дозировки препаратов, кратность  и длительность их приема. При необходимости в этот момент может быть изменена схема лечения, для того, чтобы не проводить расточительную и бесполезную терапию в течение 2 лет, поскольку результаты BMD возможно достоверно оценить только спустя это время от начала лечения.

 

Лечение остеопороза требует сочетания нелекарственных процедур и лекарственных препаратов. Заслуживают внимания те подходы, которые способствуют укреплению костей и снижению риска переломов до 50%. Цель терапии остеопороза — предотвращение переломов и их последствий, а также обеспечение подвижности и качества жизни пациента.

 

В ФНКЦ МРиК ФМБА России имеется большая современная база для полноценного и комплексного лечения остеопороза. Многообразие методов лечебной физкультуры и физиотерапевтического лечения в совокупности с правильно подобранными лекарственными препаратами, обеспечивают надежную защиту пациента от прогрессирования  остеопоротических  изменений костной ткани.

 

Автор Зав. КДЛ ФНКЦ МРиК Г.И.Ермакова